» 
О КОМПАНИИ
» 
» 
ПРАЙС-ЛИСТ
» 
» 
» 
АППАРАТЫ
» 
ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ
» 
КВЧ-ТЕРАПИЯ
» 
ОТЗЫВЫ
» 
» 











Яндекс.Метрика
КУПИТЬ ПРОДУКЦИЮ
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
+7 (495) 785-8746
+7 (495) 785-8745


прайс-лист


купить онлайн


contact@milta-f.ru


карта сайта


на главную


english version

Главная / Лазерная терапия / Публикации / Спортивная медицина, курортология / Лазерная стимуляция и повышение уровня тренированности квалифицированных хоккеистов в период предсоревновательной подготовки

Лазерная стимуляция и повышение уровня тренированности квалифицированных хоккеистов в период предсоревновательной подготовки


 

Павлов С. Е., Павлов А. С.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
Москва, Россия
 
В соответствии с законами адаптации основным критерием, по которому возможна корректная оценка эффективности тех или иных средств и методов повышения результативности спортсменов является динамика уровня тренированности. При этом уровень тренированности может быть оценен исключительно по результатам соревновательной деятельности, либо по результатам специфических - по отношению к избранному виду спорта - тестирований. Адаптированность к относительно стандартным тренировочным нагрузкам не позволяет хоккеистам повышать уровень  тренированности без изменения «внешних» и «внутренних» условий их функционирования. Чрескожная лазерная стимуляция обуславливает позитивное изменение «внутренних» условий функционирования организма, что в условиях даже стандартно построенного тренировочного процесса приводит к повышению уровня тренированности хоккеистов в период предсоревновательной подготовки.
 
В отдельных статьях, посвященных проблемам медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, традиционно принято писать о необходимости повышения работоспособности атлетов. При этом практически никем не принимается во внимание тот факт, что термин «работоспособность» означает некую, фактически абстрактную «способность организма к выполнению работы» - без какой-либо конкретизации самой работы. Такой подход вполне в традициях физической культуры, из которой «вырос» и абсолютно нелегитимный термин «общая физическая работоспособность». Но данный подход абсолютно неприемлем в спорте. Согласно законам функционирования и адаптации организма, любая его деятельность абсолютно специфична как по «внешним», так и по «внутренним» ее параметрам [5, 8, 9 и др.], а, следовательно, тренировочная и соревновательная деятельность атлетов - абсолютно специфичны, что обуславливает необходимость оценивать уровень «работоспособности» (если такая задача вообще ставится перед исследователем в спорте) исключительно в процессе выполнения данной конкретной деятельности. Очевидно, при оценке уровня «работоспособности» атлетов следует оценивать динамику количественных показателей в соотношении с качественными показателями выполняемой ими специфической работы. Только в этом случае появляются критерии, позволяющие реально оценивать «специальную работоспособность» (или «спортивную работоспособность») атлетов и использовать эти критерии для корректной оценки тех или иных средств и методов повышения «работоспособности». Следует указать, что соблюдение внешней похожести спортивных движений в лабораторных нагрузочных тестах (например, использование специальных «коньковых» тредмилов, используемых при обследовании хоккеистов) не обеспечивают корректности проведения оценки уровня «работоспособности» спортсменов, поскольку специфично не просто некое движение, взятое из спортивной деятельности, а тренировочная и соревновательная работа в целом, совершаемая в специфическом пространственно-временном континууме.
На самом деле в спорте повышение даже «специальной работоспособности» не является проблемой, требующей решения. В спорте одним из основных требований является повышение уровня тренированности спортсмена (при этом тренированность всегда специфична и соответствует требованиям конкретного вида спорта), что обеспечивает достижение более высокого, по сравнению с прежним, спортивного результата. При этом следует не согласиться с мнением Л. П. Матвеева (1965) утверждавшим, что понятие «тренированность» отражает только биологическую составляющую и не учитывает взаимосвязи между биологическим и педагогическим процессами. Данное высказывание противоречит реалиям и, к слову, Л. П. Матвеев, несмотря на его же заявление о том, что биологический и педагогический процессы едины как по форме, так и по содержанию [2], так и не принял единства биологического и педагогического, «де факто» ставя в спортивной науке общепринятые педагогические принципы и обусловленные ими закономерности выше законов Природы и законов физиологии [3]. Но законы Природы властвуют над всем, а законы физиологии (законы адаптации – в первую очередь) определяют результаты любой деятельности человека, включая его деятельность в спорте [6, 8, 9, 10 и др.]. Тренированность – всегда «специальна» (в спорте нет и не может быть «обшей тренированности») и отражается в уровне демонстрируемых атлетами спортивных результатов или в результатах предельно специфических спортивных тестирований. Соответственно, именно оценка динамики уровня тренированности спортсменов – единственно корректный способ доказательства эффективности использования в подготовке атлетов тех или иных средств и методов повышения спортивной результативности.
В лабораторном эксперименте доказано стимулирующее влияние курсовых доз низкоэнергетического лазерного излучения на физическую работоспособность пловцов, изученную в максимальном велоэргометрическом тесте до отказа с параллельным газоанализом [4]. Метод лазерной стимуляции использован в подготовке бронзового призера Олимпийских игр в Барселоне Н. Мещеряковой. Результаты исследований по использованию метода чрескожной лазерной стимуляции в спорте представлены в 1994-м году специальной комиссии во главе с руководителем ОКР В. Г. Смирновым. Разработана методика чрескожного полизонального лазерного воздействия на сосудисто-нервные сплетения [1]. Доказана эффективность лазерной стимуляции в повышении уровня тренированности пловцов [5]. Метод лазерной стимуляции использован в предсоревновательной подготовке четырехкратного чемпиона Паралимпийских игр в Нагано В. Купчинского. Исследованы эффекты лазерной стимуляция в комплексной подготовке спортсменов, специализирующихся в контактно-игровых видах спорта [7]. Описаны системные механизмы, обеспечивающие эффекты лазерной стимуляции в комплексной подготовке квалифицированных спортсменов [9].
Для проведения экспериментальной работы по изучению эффектов низкоэнергетической лазерной стимуляции на показатели тренированности хоккеистов в период предсоревновательной подготовки были привлечены игроки молодежной и юниорской команд СДЮСШОР № 85 г. Москвы. В эксперименте приняли участие 23 хоккеиста в возрасте от 15 до 17 лет (экспериментальная группа - 9 человек, контрольная группа - 14 человек). Хоккеисты экспериментальной группы на протяжении трех недельных микроциклов трижды в неделю тренировались с использованием лазерного стимуляционного воздействия непосредственно перед тренировочным занятием на льду (курс лазерной стимуляции – 9 сеансов). Лазерное стимуляционное воздействие осуществляли с помощью портативных матричных магнито-свето-ИК-лазерных терапевтических аппаратов «МИЛТА-спорт» (НПО «Космическое приборостроение», Россия) с использованием методики чрескожного полизонального лазерного воздействия на сосудисто-нервные магистрали и сердце (рис. 1).
Рис. 1. Портативный матричный магнито-свето-ИК-лазерный терапевтический аппарат «МИЛТА-спорт» (НПО «Космическое приборостроение», Россия) и зоны воздействия в методике полизональной чрескожной лазерной стимуляции, применяемой в предсоревновательной подготовке хоккеистов
        
Использовали следующие характеристики импульсного инфракрасного лазерного излучения: частота импульсов – 150 Гц; мощность излучения – 15 Вт; суммарное время экспозиции (5 зон) – 9 минут. Уровень тренированности хоккеистов оценивали по результатам пробегания на коньках на время дистанции 4х54м. Тестирования проводили дважды – в начале эксперимента и по его окончании, каждый раз - после дня отдыха, в начале тренировки, после разминки. Результаты тестирований фиксировались с помощью ручных секундомеров. Оценивали и сравнивали среднегрупповые результаты тестирований хоккеистов контрольной и экспериментальной групп.
Среднегрупповой результат пробегания на коньках теста 4х54м хоккеистами контрольной группы в исходном тестировании составил 36,36±0,78 сек. Среднегрупповой результат пробегания на коньках теста 4х54м хоккеистами контрольной группы в заключительном тестировании составил 36,32±0,87 сек. Различие в среднегрупповых результатах времени пробегания на коньках теста 4х54м в исходном и заключительном тестированиях хоккеистов контрольной группы недостоверно (р≥0,5), что свидетельствует о фактическом отсутствии роста тренированности хоккеистов контрольной группы, оцененной по результатам выбранного метода тестирования.
Среднегрупповой результат пробегания на коньках теста 4х54м хоккеистами экспериментальной группы в исходном тестировании составил  37,52±0,69 сек. Среднегрупповой результат пробегания на коньках теста 4х54м хоккеистами экспериментальной группы в заключительном тестировании составил 36,02±0,66 сек. Выявлено достоверное (р≤0,01) улучшение среднегруппового показателя времени пробегания на коньках хоккеистами экспериментальной группы теста 4х54м в заключительном тестировании, что следует расценивать как позитивное следствие использование в их подготовке курса лазерной стимуляции.
Рис. 2. Среднегрупповые результаты исходного и заключительного тестирования (пробегание на время дистанции 4х54м на коньках) хоккеистов контрольной и экспериментальной групп.
 
Таким образом, адаптированность хоккеистов к относительно стандартным в хоккее тренировочным нагрузкам не позволяет им повысить уровень тренированности без изменения специфики тренировочного процесса или без использования в их подготовке эффективных средств и методов повышения тренированности.
Использование в подготовке хоккеистов в предсоревновательном периоде лазерного стимуляционного воздействия обуславливает позитивные для спортивной деятельности изменения «внутренней» среды организма, что приводит к адаптивным изменениям в организме спортсмена и выраженному повышению его тренированности.
Полученные в настоящем и ранних исследованиях результаты позволяют с уверенностью рекомендовать широкое внедрение в практику предсоревновательной подготовки хоккеистов метода чрескожной лазерной стимуляции.
 
Литература:
1. Кузнецова Т. Н., Павлов С. Е. Методика применения физиотерапевтических средств (низкоэнергетических ИК-лазеров) в тренировочном процессе пловцов // Методическая разработка для преподавателей, аспирантов и студентов РГАФК. - РГАФК. - М., 1997. - 52 с.
2. Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 244 с.
3. Матвеев Л. П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) // «Теория и практика физ. культуры». – 1999, № 1. – С. 2-11.
4. Павлов С. Е., Асеев В. В., и др. Использование низкоэнергетических инфракрасных лазеров в спортивной медицине, как средства повышения спортивной работоспособности // В сб.: Современное состояние проблемы применения лазерной медицинской техники в клинической практике. Ч. 1. - М., 1992. - С. 95.
5. Павлов С. Е. Повышение физической работоспособности пловцов с использованием метода полизонального транскутанного лазерного воздействия. - Автореферат дисс. ... кандидата мед. наук. - М.: “Принт Центр”, 1998 г. - 23 с.
6. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
7. Павлов С. Е., Павлов А. С. Низкоэнергетическая лазерная стимуляция в подготовке спортсменов, специализирующихся в контактно-игровых видах спорта / Мат. научно-практической конф. «Спортивная медицина. Современное состояние, проблемы и перспективы. Сочи 2010», Сочи, 17-19 июня 2010 – С. 103-107
8. Павлов А. С., Павлов С. Е. Общие принципы подготовки хоккеистов / Олимпийский бюллетень № 13 / Сост. Мельникова Н. Ю., Эйнуллаев А. Ю., Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Никифорова А. Ю. – М.: Издательство «Спецпроект», 2012. – С. 215-222
9. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
10. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
 
Авторы:
Павлов Сергей Евгеньевич, кандидат медицинских наук, РГУФКСМиТ.
Павлов Александр Сергеевич, преподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФКСМиТ, аспирант РГУФКСМиТ.

 



 

Обратная связь




Запрос коммерческого предложения на аппарат







Заказ обратного звонка по аппарату





Ваше сообщение отправляется

Благодарим за Ваше обращение! В ближайшее время мы с Вами свяжемся.

Возникли технические проблемы с отправкой Вашего сообщения, попробуйте еще раз.

Пожалуйста, заполните все поля перед отправкой сообщения.