» 
О КОМПАНИИ
» 
» 
ПРАЙС-ЛИСТ
» 
» 
» 
АППАРАТЫ
» 
ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ
» 
КВЧ-ТЕРАПИЯ
» 
ОТЗЫВЫ
» 
» 











Яндекс.Метрика
КУПИТЬ ПРОДУКЦИЮ
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
+7 (495) 785-8746
+7 (495) 785-8745


прайс-лист


купить онлайн


contact@milta-f.ru


карта сайта


на главную


english version

Главная / Лазерная терапия / Публикации / Спортивная медицина, курортология / Технология комплексной подготовки олимпийцев

Технология комплексной подготовки олимпийцев


С.Е.Павлов (НИИ спортивной медицины РГУФКСиТ)

Т.Н.Павлова (кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФКСиТ)
 
Цель работы спортивных педагогов, врачей и психологов, участвующих в подготовке российских олимпийцев – обеспечение повышения уровня тренированности и достижения атлетами наивысших спортивных результатов. Вместе с тем, единая целевая направленность работы различных специалистов не является гарантией реального объединения их усилий, а, следовательно, – достижения искомого результата. Тезис о единстве всех сторон подготовки квалифицированных спортсменов может быть реализован исключительно на основе знания и использования на практике всеми специалистами, работающими со спортсменами, реально действующих законов физиологии и базирующейся на этих законах теории и методики спортивной тренировки (рисунок 1).
Рис. 1. Единство составляющих процесса подготовки спортсменов.
 
В свете заявленного нельзя не сказать о том, что по сей день никем полностью не описаны законы развития человеческого организма, абсолютным большинством спортивных специалистов игнорируются реально действующие законы адаптации, так и не создана общая теория спорта (а, соответственно, нет действенных теории и методик спортивной тренировки по видам спорта), достигла абсолюта разобщенность основных научно-практических направлений подготовки спортсменов (последнее сделало уже полностью невозможным создание столь необходимой спорту современной службы медико-биологической подготовки спортсменов).
Тем не менее, в соответствии с действующими законами адаптации [С.Е.Павлов, 2000, 2010]: любая конкретная деятельность человека абсолютно специфична по внешним параметрам этой деятельности и по структурно-функциональным характеристикам работы организма, эту деятельность осуществляющего; абсолютная специфичность каждой конкретной деятельности организма всегда обуславливает абсолютную специфичность структурно-функциональных трат и как следствие – абсолютную специфичность восстановительных процессов и адаптационных изменений, лежащих в основе физиологических механизмов повышения спортивной работоспособности атлетов [С.Е.Павлов, 2010]. В связи со сказанным: в подготовке спортсмена, прежде всего, должны соблюдаться принципы специфичности и оптимизации построения спортивно-педагогического процесса. Абсолютная специфичность конкретной деятельности, специфичность трат и восстановительных процессов диктуют необходимость ежедневной оценки специфических характеристик конкретной деятельности организма спортсмена – необходимость введения в процесс подготовки квалифицированных спортсменов физиологически оправданных мероприятий по текущему и оперативному функциональному контролю за уровнем готовности атлетов к тренировочной и соревновательной деятельности  [С.Е.Павлов, И.Н.Тумилович, А.С.Павлов, 2010] – в том числе, для построения эффективного специфического комплекса восстановительных мероприятий и мероприятий по повышению спортивной работоспособности (рисунок 2).
Рис. 2. Комплексное построение тренировочного процесса в микроцикле.
 
Особое внимание должно быть уделено выбору средств и методов восстановления и повышения спортивной работоспособности атлетов. Следует понимать, что простое суммирование неограниченного числа этих средств и методов не просто не гарантирует позитивного эффекта от их использования, но может привести к значительному снижению специальной работоспособности спортсмена, а соответственно – к снижению его спортивных результатов. И необходимо помнить: эффекты действия любых средств и методов восстановления и повышения работоспособности реализуются в организме посредством имеющихся в нем физиологических механизмов, что при построении эффективного комплекса мероприятий по повышению уровня тренированности атлетов обязывает знать и учитывать системные законы физиологии [С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998; С.Е.Павлов, 2000, 2010].
Рис. 3. Комплексное использование средств восстановления и повышения работоспособности в тренировочном занятии.
 
Основная цель совместной работы тренера и специалиста по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов - повышение тренированности и спортивной результативности каждого конкретного атлета [С.Е.Павлов, Е.Н.Кузнецова, 1998]. А потому эффективный комплекс мероприятий по повышению уровня тренированности и спортивной результативности не может быть построен в отрыве и без учета особенностей спортивно-педагогического процесса (рисунок 3). Один из важнейших аспектов данного комплекса – удовлетворение специфического функционального запроса организма спортсмена, совершающего в конкретных условиях конкретную тренировочную и соревновательную работу.
Выбор средств специфической стимуляции спортивной работоспособности сегодня представляется крайне затруднительным, поскольку подавляющая их часть внесена в список средств и методов, запрещенных для применения в спорте. Однако знание законов физиологии позволяет использовать разрешенные для применения в спорте средства и методы неспецифической стимуляции физиологической активности организма для стимуляции его специфических функций. В этом случае обязательным условием достижения более высокого уровня тренированности и более высоких спортивных результатов становятся предельная специфичность и оптимальность тренировочных нагрузок. При этом проблема оптимизации тренировочного процесса (один из краеугольных камней спортивной педагогики) может быть решена исключительно с использованием методик текущего и оперативного функционального контроля за уровнем готовности каждого конкретного спортсмена к конкретной тренировочной деятельности [Т.Н.Кузнецова, 1989;  Т.Н.Кузнецова, С.Е.Павлов, 1996; Н.Г.Городенский, С.Е.Павлов, С.Л.Шармина, 1998; ].
Для неспецифической стимуляции работоспособности спортсмена предложено использовать метод транскутанного полизонального лазерного воздействия на сосудисто-нервные сплетения [Т.Н.Кузнецова, С.Е.Павлов, 1997; С.Е.Павлов, 2008] с помощью терапевтических инфракрасных лазерных матричных аппаратов. В эксперименте [Т.Н.Кузнецова, С.Е.Павлов, 1997; С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998] доказана высокая эффективность использования в тренировочном процессе пловцов метода транскутанного полизонального лазерного воздействия на сосудисто-нервные сплетения (рисунок 4).
Рис. 4. Среднегрупповые показателискорости проплывания  (м/сек) четырех 50-метровых отрезков пловцами экспериментальной (до – тестирования «1», «2», «3» - и после – тестирование «4» - курса неспецифической лазерной стимуляции) и контрольной групп в тестированиях “1”, “2”, “3”, “4”.
 
В эксперименте с участием квалифицированных футболистов [С.Е.Павлов, Т.Н.Павлова, С.Родионов, В.А.Флеккель, 2007] и на практике доказана высокая эффективность комплексных, физиологически оправданных мероприятий по повышению уровня тренированности атлетов, специализирующихся в контактно-игровых видах спорта (таблица 1, рисунок 5). Следует подчеркнуть необходимость строгой индивидуализации комплексного процесса подготовки каждого атлета.
 
Таблица 1. Индивидуальные результаты тестирований (бег 30 м со старта) футболистов дублирующего состава ФК «Спартак» (Москва) основной (до и после проведения комплексных мероприятий по повышению тренированности атлетов) и контрольной групп.
Испыт.
№ теста
Исх. рез. тест. (сек)
Закл. рез. тест. (сек)
Разн. закл. и исх. рез. тест.
Контрольная группа
11
П-як П.
Тест 1
4,16
4,10
-0,06
Тест 2
4,23
4,18
-0,05
2
2
П-ев А.
Тест 1
4,07
4,04
-0,03
Тест 2
4,22
4,18
-0,04
3
3
А-дов К.
Тест 1
4,13
4,14
0,01
Тест 2
4,18
4,15
-0,03
4
4
А-мов Н.
Тест 1
4,17
4,17
0,00
Тест 2
4,07
4,08
0,01
Основная группа
1
1
Г-ев М.
Тест 1
4,29
3,91
-0,38
Тест 2
4,31
3,97
-0,34
2
2
С-ов А.
Тест 1
4,09
3,86
-0,23
Тест 2
4,15
3,86
-0,29
3
3
Т-ий Д.
Тест 1
4,04
3,87
-0,17
Тест 2
4,24
3,86
-0,38
Рис. 5. Индивидуальные результаты исходных (светлый фон) и заключительных (темный фон) тестирований (бег на коньках 26 м со старта) хоккеистов контрольной (7 человек) и основной (5 человек – до и после проведения комплексных мероприятий по повышению уровня тренированности).
 
Таким образом, использование на практике законов физиологии, многолетние эксперименты, связанные с экспертной оценкой практической эффективности различных педагогических концепций подготовки спортсменов и оценкой эффективности различных средств и методов восстановления и повышения спортивной работоспособности атлетов, позволили нам разработать технологию комплексной подготовки спортсменов, специализирующихся в циклических и контактно-игровых видах спорта.
 
Литература:
1. Городенский Н.Г., Павлов С.Е., Шармина С.Л. Нейроэргометрия - новый метод оценки уровня здоровья // Бюллетень N 4 ЦОА-РГАФК / Специальный выпуск: «Медико-биологические проблемы спорта». - Москва, 1998. - С. 100-118.
2. Кузнецова Т.Н. Контроль за переносимостью нагрузок в спортивном плавании по показателям системы белой крови: Автореф. дисc. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 17 с.
3. Кузнецова Т.Н., Павлов С.Е. Контроль за тренировкой пловцов по гематологическим показателям // Методическая разработка для тренеров, преподавателей и слушателей факультета повышения квалификации Академии. - РГАФК.- М., 1996. - 13 с.
4. Кузнецова Т.Н., Павлов С.Е. Методика применения физиотерапевтических средств (низкоэнергетических ИК-лазеров) в тренировочном процессе пловцов // Методическая разработка для преподавателей, аспирантов и студентов РГАФК. - РГАФК. - М., 1997. -52 с.
5. Лазерная терапия с использованием терапевтических матричных магнито-ИК-лазерных аппаратов: Пособие для врачей / С.Е.Павлов. - Москва. - 2008. - 128 с.
6. Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании // Методическая разработка для преподавателей и аспирантов РГАФК.- М., РГАФК, «Принт-Центр», 1998. - 33 с.
7. Павлов С.Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
8. Павлов С.Е., Павлова Т.Н., Родионов С., Флеккель В.А. Опыт применения комплекса недопинговых средств и методов повышения спортивной работоспособности в тренировке футболистов высокой квалификации // Материалы международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений «СпортМед-2007», г. Москва, 24-25 ноября 2007 г., изд-во «Физическая культура». – С. 147-148.
9. Павлов С.Е., Тумилович И.Н., Павлов А.С. Оперативный и текущий контроль за функциональной готовностью атлетов, специализирующихся в контактно-игровых видах спорта / Мат. научно-практической конф. «Спортивная медицина. Современное состояние, проблемы и перспективы. Сочи 2010», Сочи, 17-19 июня 2010 – С. 111-114
10. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
 
Контакты: dr.spav@yandex.ru, dr_pav@mail.ru


 

Обратная связь




Запрос коммерческого предложения на аппарат







Заказ обратного звонка по аппарату





Ваше сообщение отправляется

Благодарим за Ваше обращение! В ближайшее время мы с Вами свяжемся.

Возникли технические проблемы с отправкой Вашего сообщения, попробуйте еще раз.

Пожалуйста, заполните все поля перед отправкой сообщения.